Межрегиональная общественная организация
Социально-Прогрессивный Альянс «Рост Регионов»
Социально-Прогрессивный Альянс научно-теоретического и практического содействия
социально-экономическому и культурному росту регионов «Рост Регионов»
680011, Россия, г. Хабаровск, ул. Советская, д. 3, оф. 320
  • 4
  • 3
  • Промо 2
  • Промо 1
Духовно-нравственное развитие

резолюцияэра

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«СОЦИАЛЬНО-ПРОГРЕССИВНЫЙ АЛЬЯНС НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО

И ПРАКТИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ

И КУЛЬТУРНОМУ РОСТУ РЕГИОНОВ «РОСТ РЕГИОНОВ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации

по консультационно-методической поддержке общественных объединений в сфере нормативно-правового регулирования их деятельности при взаимодействии с органами исполнительной

власти и местного самоуправления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск – 2017

 

 

Рекомендации по консультационно-методической поддержке общественных объединений в сфере нормативно-правового регулирования их деятельности при взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления / Жуков П.Б., Хованский И.Е. Под общ. ред. И.Е. Хованского.- Хабаровск: Межрегиональная общественная организация «Социально-Прогрессивный Альянс научно-теоретического и практического содействия социально-экономическому и культурному росту регионов «Рост Регионов», 2017.- 32 с.

 

Работа представляет собой обзор современной нормативно-правовой базы, регулирующей возможности привлечения общественных объединений к решению социально-значимых задач, и ставит своей целью правовое информирование как некоммерческого сектора, так и органов исполнительной власти для поиска путей взаимовыгодного взаимодействия.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 декабря
2012 г. № 482-пр утверждена государственная программа Хабаровского края "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае" на 2013-2020 гг. Мероприятия по реализации государственной программы направлены на развитие и совершенствование институтов гражданского общества в крае посредством роста коммуникативной доступности и вовлечения населения в процессы местного самоуправления и деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций.

В рамках указанной программы реализуются мероприятия подпрограммы "Духовно-нравственное развитие жителей Хабаровского края" на 2016-2020 гг., в том числе по взаимодействию общественных объединений с органами исполнительной власти и местного самоуправления при реализации проектов, направленных на приобщение жителей к общероссийским традициям и ценностям и формирование общероссийского гражданского сознания.

Настоящее пособие поможет формированию положительной мотивации граждан и органов власти на активное взаимодействие в реализации краевой программы, а также будет способствовать дальнейшему повышению роли и ответственности общественных объединений.

 

 

 

© Жуков П.Б., Хованский И.Е.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

1. Введение. Повышение роли некоммерческого сектора и общественных объединений  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

4

2. Современное правовое регулирование деятельности общественных объединений в различных сферах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

8

3. Взаимодействие общественных объединений с органами исполнительной власти и местного самоуправления при реализации проектов, направленных на приобщение жителей к общероссийским традициям и ценностям и формирование общероссийского гражданского сознания . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

 

 

24

4. Список источников  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

31

 


 

1. Введение. Повышение роли некоммерческого сектора

и общественных объединений

 

Развитие гражданского общества в России стало неотъемлемой частью современных представлений об обществе, демократии, правовом государстве. Гражданское общество формируется из преодоления антагонизма и противоречий, согласования и гармонизации общественных сил и государства.

Формирование гражданского общества осуществляется двумя способами – самостоятельность действий и взаимодействие. Первый способ заключается в том, что для объединения различных интересов используется автономность и самостоятельность, самоуправляемость субъектов гражданского общества, а другой – во взаимодействии объединённых интересов субъектов гражданского общества на базе сотрудничества и взаимодействия с государством.

Базовым субъектом гражданского общества являются общественные объединения или неправительственные организации (НПО). Именно они вступают в непосредственные и действительные связи общества и государства, личности и власти, реализуются права и свободы личности, ее самодеятельность и независимость, проявляются уровень и характер демократии, полнота смысла человеческого существования как такового.

Термин «неправительственные организации» (non-gavermeental organization) заложен в Уставе ООН и её специализированных агентств, поэтому широко применяется международных документах и международном праве. Термин неправительственные, негосударственные организации означает, что они не располагают в полной мере властью и полномочиями правительства, хотя некоторые из них могут иметь властное влияние через своих членов или путем делегирования им властных функций. Кроме того, этот термин можно рассматривать с позиции широкого вовлечения населения в общественную жизнь, что отражает развитие социальной организованности на всех уровнях общества.

 «Некоммерческие», «неприбыльные» организации – это признак многие исследователи считают определяющим. Понятие «некоммерческий» заключается в том, что получаемая некоммерческой организацией прибыль не может ею присваиваться или распределяться между её членами, она должна использоваться на уставные цели.

Социально ориентированными признаются некоммерческие организации (сокращенное название – СОНКО), осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также следующие виды деятельности:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Наряду с вышеперечисленными, социально ориентированными могут признаться и другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Таковыми эти виды деятельности могут признаваться федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Отличительной чертой волонтерских или добровольческих организаций является использование добровольного труда волонтеров. Причем добровольный неоплачиваемый труд выступает формой гражданской активности масс и выявляет готовность членов объединения участвовать в конкретной работе на безвозмездной основе. «Филантропические», «благотворительные» организации – такое определение отражает исторические корни возникновения этих организаций, когда благотворительность стала стимулом возникновения общественных организаций.

Организации гражданского общества, как форма первоначального объединения гражданских инициатив, привносящих в качестве своего основного вклада в развитие общества способность творчески развивать и использовать все виды активности гражданина.

Общество рассматривается во взаимодействии трех секторов: государственного, коммерческого и некоммерческого. Некоммерческий сектор получил название «третьего». Каждое из приведенных названий акцентирует внимание на какой-либо важной стороне деятельности неправительственных организаций: неприбыльном характере деятельности, автономии от государства, промежуточном положении в обществе.

Каждое из приведенных названий акцентирует внимание на какой-либо важной стороне деятельности неправительственных организаций: неприбыльном характере деятельности, автономии от государства, промежуточном положении в обществе, ориентации на оказание благотворительных услуг, добровольность членства и участия в благотворительных акциях, проводимых организацией.

Спешное внедрение механизмов либеральной рыночной экономики в неподготовленную социальную среду России привело к резкому падению жизненного уровня населения, к расслоению общества, к кризису социальной сферы государства. В такой ситуации важная роль в нейтрализации негативных последствий рыночных реформ отводится сильной государственной социальной политике. В таких условиях достижение согласия, диалога, сотрудничества, партнерства между различными социальными слоями, выражающими свою гражданскую позицию посредством общественных объединений, и органами государственной власти и местного самоуправления – важная и актуальная задача развития нашего общества.

В условиях социального кризиса, переживаемого российским обществом, становится актуальным проблема социального партнёрства государства и гражданского общества особенно на нижнем уровне власти наиболее близко находящейся к населению и наиболее тесно с ним связанной. В основе социального партнерства на муниципальном уровне лежит самоуправление, свойственное и местным органам власти и общественным объединениям, что создаёт дополнительные условия для их взаимодействия.

Однако недостаточно сводить такое взаимодействие только к вопросам местного значения, необходимо учитывать полномочия органов власти по решению конкретных вопросов, входящих в компетенцию как местного, так регионального и федерального уровней власти.

Исследование участия общественных организаций в решении социальных проблем во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, моделирование оптимальных технологий, в рамках которых достигается конструктивная связь государственных и общественных способов реагирования на социальные проблемы, становится важным направлением социологической науки.

Социологические исследования влияния некоммерческого сектора на формирование социальной политики заключается в том, что позволяет выработать предложения по активизации взаимодействия общественных организаций и органов власти в социальной сфере и разработать предложения по привлечению населения к участию в решении вопросов его жизнедеятельности и социального благополучия.

Социальное партнёрство есть равноправные отношения между субъектами, которые определяются общностью их потребностей, ценностных ориентацией и интересов на принципе социальной справедливости.

Учитывая практику взаимодействия общественных организаций и органов власти, можно сделать вывод о том, что отличительной особенностью российской действительности является недостаточная сформированность партнёров социальных отношений, как со стороны органов власти, так и со стороны взаимодействующих с ними неправительственных организаций (НПО), государственная политика в отношении социального партнерства с НПО (прежде всего – СОНКО) в России находится в процессе формирования.

Государственно-социальное партнерство, как основа гражданского общества пока слабо выступает как эффективный инструмент снятия социальной напряженности в обществе. Важной задачей является разработка чётких, концептуальных и практических ориентиров, обоснование эффективной модели социального партнёрства между органами власти и некоммерческими организациями, предложений и рекомендаций по формированию государственной социальной политики по этим направлениям. Частью государственной социальной политики является выработка благоприятных условий для взаимной заинтересованности и развития двух составляющих социального партнёрства: органов власти и общественных объединений.

Успешное социальное партнёрство между органами власти и НПО, работающими в сфере оказания социальных услуг (СОНКО), зависит от следующих факторов: наличия целенаправленной государственной политики в области социального партнёрства с «третьим сектором»; сформированности законодательной базы, в том числе и в налогообложении, стимулирующей государственные и коммерческие структуры к сотрудничеству с некоммерческим сектором; координации усилий СОНКО и государственных структур в социальной сфере деятельности; информационного обеспечения процессов социального партнёрства, продвижения идей «третьего сектора» и социального партнёрства в сознание людей, от субъективных факторов, т.е. от уровня компетентности и ответственности кадрового состава государственных руководителей и лидеров неправительственных организаций.

Во взаимодействии с органами власти общественные объединения не только должны быть посредниками в проведении социальной политики органов власти и в артикуляции интересов населения, но также должны быть наделены эффективными полномочиями по контролю за реализацией социально значимой политики органов власти и правовыми механизмами защиты социальных групп, нуждающихся в такой защите.

Данная работа представляет собой обзор современной нормативно-правовой базы, регулирующей возможности привлечения общественных объединений к решению социально-значимых задач, и ставит своей целью правовое информирование как некоммерческого сектора, так и органов исполнительной власти для поиска путей взаимовыгодного взаимодействия.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 декабря
2012 г. № 482-пр утверждена государственная программа Хабаровского края "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае" на 2013-2020 гг. Мероприятия по реализации государственной программы направлены на развитие и совершенствование институтов гражданского общества в крае посредством роста коммуникативной доступности и вовлечения населения в процессы местного самоуправления и деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций.

В рамках указанной программы реализуются мероприятия подпрограммы "Духовно-нравственное развитие жителей Хабаровского края" на 2016-2020 гг., в том числе по взаимодействию общественных объединений с органами исполнительной власти и местного самоуправления при реализации проектов, направленных на приобщение жителей к общероссийским традициям и ценностям и формирование общероссийского гражданского сознания.

Настоящее пособие поможет формированию положительной мотивации граждан и органов власти на активное взаимодействие в реализации краевой программы, а также будет способствовать дальнейшему повышению роли и ответственности общественных объединений.


2. Современное правовое регулирование деятельности общественных объединений в различных сферах

 

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп.

Как общественно-политический институт гражданское общество автономно от институтов государства, его самостоятельность основана на принципах народного суверенитета, приоритета прав и свобод человека, многообразия форм собственности, свободы экономической деятельности, идеологического многообразия, политического плюрализма и многопартийности.

Наряду с иными, важным проявлением позиций гражданского общества в Российской Федерации является создание гражданами на основе объединения и самоорганизации общественных объединений. В этом находят свое выражение социальная сущность человека и его взаимодействие с обществом. Статья 30 Конституции Российской Федерации предоставляет каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Система общественных структур позволяет выявить весь комплекс многообразных интересов различных социальных слоев населения и учитывать их при разработке механизма взаимодействия общественных объединений (как структур гражданского общества) и органов государственной власти.

С 1 января 1995 года вступила в действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, в статье 117 которой закреплено нормативное определение общественных и религиозных организаций (объединений), которыми признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Федеральный закон «Об общественных объединениях». Основным для всех форм и видов организованной негосударственной деятельности (деятельности в сфере гражданского общества) является Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ, вступивший в силу 25 мая 1995 года (далее Закон).

Закон определяет общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Предметом регулирования Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений.

При этом, иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых Законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, на данную сферу правоотношений распространяется национальный режим Российской Федерации.

Действие Закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее – уставные цели).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.

Закон предусматривает создание общественных объединений в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности;

- политическая партия.

Закон устанавливает правовые взаимоотношения государства и общественных объединений:

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках выполнения различных государственных программ у неограниченного круга общественных объединений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

Федеральные нормативно-правовые акты. На базе Федерального закона «Об общественных объединениях» в 1995-1997 годах принято сразу несколько федеральных законов, определяющих правовой статус основных видов некоммерческих организаций: Федеральный закон «Об общественных объединениях», Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «О благотворительных организациях и благотворительной деятельности», Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В 1996 году был принят Федеральный закон «О национально-культурной автономии», согласно статье 1 которого Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

Федеральные законы, принятые в 1995-1997 годах, достаточно четко определили функции государства по отношению к общественным объединениям. Законодатель указал, что вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений не допускается, за исключением случаев прямо предусмотренных в законе. По смыслу либерального законодательства 90-х годов ХХ века, государство обеспечивает соблюдение права и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставлением им различных льгот и преимуществ. Важно, что вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законах случаях, решается органами государственной власти и местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в статье 16 подчеркивает, что правительство взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями. Тем самым функции правительства и его органов по отношению к общественным объединениям и религиозным организациям получают законодательное закрепление. Это дает возможность в организационном плане расширить и углубить взаимодействие органов исполнительной власти с общественными объединениями.

В настоящее время в развитие указанных выше федеральных законов в России приняты и действуют множество нормативно-правовых актов, закрепляющих правовые взаимоотношения органов государственной власти и общественных объединений в самых различных сферах правового регулирования.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в статье 33 устанавливает, что Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

При этом общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в статье 12 предусматривает следующие права и обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды:

- разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

- за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

- организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

- участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

- организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

- организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

- рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

- подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

- осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» в статье 29 устанавливает, что общественные объединения имеют право на:

- информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него;

- участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование;

- участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;

- обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.

- предъявление иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха.

- доступ на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» в статье 19 устанавливает, что общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

- выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

- направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- получать от федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

- осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» в статье 13 устанавливает, что общественные организации (объединения) имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, организаций в пределах их компетенции информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» в статье 6 предусматривает создание общественных объединений пожарной охраны, где под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ.

При этом условия участия добровольного пожарного или юридического лица – общественного объединения в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны устанавливаются гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в статье 15 предусматривает следующий порядок участия общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций:

Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами.

Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» в статье 23 устанавливает, что общественные объединения, социально ориентированные некоммерческие организации могут оказывать материальную поддержку местам принудительного содержания в порядке, установленном настоящей статьей и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Общественные объединения, социально ориентированные некоммерческие организации при оказании материальной поддержки местам принудительного содержания вправе определять цель использования предоставляемых ими денежных или иных материальных средств. В этом случае общественное объединение, социально ориентированная некоммерческая организация заключает с администрацией места принудительного содержания соответствующие договоры.

Общественные объединения, социально ориентированные некоммерческие организации, оказавшие материальную поддержку в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, вправе получить информацию об использовании денежных или иных материальных средств не позднее 30 дней со дня получения администрацией места принудительного содержания просьбы о предоставлении соответствующей информации.

В случае нецелевого использования средств материальной поддержки общественное объединение, социально ориентированная некоммерческая организация извещает об этом соответствующий федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится место принудительного содержания. Указанный федеральный орган исполнительной власти проводит проверку и информирует общественное объединение, социально ориентированную некоммерческую организацию о результатах проверки и принятых мерах.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в статье 28 устанавливает, что граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе.

Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.

Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.

Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» в статье 7 предусматривает участие общественных объединений и некоммерческих организаций в мероприятиях по развитию донорства крови и ее компонентов.

Общественные объединения и некоммерческие организации (в том числе Общероссийская общественная организация "Российский Красный Крест") совместно с входящими в службу крови федеральными органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, уполномоченными органами местного самоуправления, а также совместно с субъектами обращения донорской крови и (или) ее компонентов могут участвовать в мероприятиях по развитию донорства крови и ее компонентов, в том числе в мероприятиях, направленных на пропаганду безвозмездного донорства крови и (или) ее компонентов.

Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в статье 46 предусматривает контроль общественных объединений за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи.

Общественные объединения врачей-психиатров, иные общественные объединения в соответствии со своими уставами (положениями) могут осуществлять контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан по их просьбе или с их согласия при оказании им психиатрической помощи. Право посещения медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, стационарных организаций социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, должно быть отражено в уставах (положениях) этих объединений и согласовано с органами, в ведении которых находятся указанные организации.

Представители общественных объединений обязаны согласовать условия посещения с руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, ознакомиться с правилами, действующими в них, выполнять их и подписать обязательство о неразглашении врачебной тайны.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в статье 8 предусматривает участие общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Общественные объединения, созданные для защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в дорожном движении, в целях объединения коллективных усилий членов этих организаций для предотвращения дорожно-транспортных происшествий, в соответствии с их уставами имеют право в установленном законами порядке:

- вносить в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по осуществлению мероприятий и совершенствованию технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- проводить по просьбе членов общественных объединений исследования причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, передавать материалы в прокуратуру и представлять интересы своих членов в суде;

- проводить мероприятия по профилактике аварийности.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты могут привлекать с их согласия общественные объединения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в пункте 4 статьи 24 устанавливает, что общественные объединения принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами указанных объединений.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» в статье 5 устанавливает, что общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, вправе оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. При осуществлении этих мероприятий органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления учитывают предложения граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в статье 8 устанавливает, что общественные и религиозные объединения вправе содействовать органам государственной власти и органам местного самоуправления в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лесной кодекс Российской Федерации в пункте 7 статьи 1 предусматривает участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

Водный кодекс Российской Федерации в пункте 6 статьи 3 предусматривает участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в статье 12 устанавливает, что туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Деятельность объединения туристов может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» в пункте 6 статьи 1 устанавливает, что следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в статье 27 устанавливает, что общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в статье 68 предусматривает порядок общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль).

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Федеральный закон «О техническом регулировании» в пункте 9 статьи 9 предусматривает, что экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми.

Кроме того, в пункте 4 статье 14 установлено, что в состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в статье 52 устанавливает, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны:

- осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

- оказывать содействие общественным объединениям в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и исполнения санитарного законодательства;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в пункте 2 статьи 4 устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципах поддержки общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Федеральный закон «О безопасности» в пункте 5 статьи 2 устанавливает, что одним из основных принципов обеспечения безопасности является взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Федеральный закон «О защите конкуренции» в пункте 4 части 1 статьи 17.1 устанавливает, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество  некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям).

Таким образом, Федеральный закон «О защите конкуренции» исключает общественные объединения из конкурентной среды и связанными с ней ограничениями.

Федеральный закон «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункте 3 статьи 3 устанавливает, что правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется, в том числе, на принципах  участия граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся аквакультуры (рыбоводства), согласно которому указанные субъекты имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых способствует развитию аквакультуры (рыбоводства), а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Кроме того, в пункте 3 статьи 10 установлено, что некоммерческие рыбоводные хозяйства, осуществляющие аквакультуру (рыбоводство), относящуюся к сохранению водных биологических ресурсов, заключают безвозмездный договор пользования рыбоводным участком без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в пункте 5 части 1 статьи 2 устанавливает, что законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается, в том числе,  принципах участия граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Таким образом, руководствуясь законодательной базой, органы исполнительной государственной власти региона и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут, например, выполнять мероприятия по регулированию процесса рационального использования рыбохозяйственной базы (в первую очередь, в вопросах охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов), в т.ч. наделять соответствующими полномочиями как действующие союзы и ассоциации рыбохозяйственных предприятий, так и другие общественные объединения. 

Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункте 3 статьи 2 устанавливает, что правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается, в том числе, на принципах участия граждан и общественных объединений в подготовке решений, касающихся охотничьих ресурсов и среды их обитания, в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» в статье 20 устанавливает, что граждане и юридические лица, в том числе общественные объединения, имеют право запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, в том числе в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих функции государственного надзора в области уничтожения химического оружия, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, у руководителей объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия информацию в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

Кроме того, с статье 21 устанавливается, что граждане, представители органов государственной власти Российской Федерации, в том числе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного надзора в области уничтожения химического оружия, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений имеют право на посещение в ознакомительных целях объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия. Порядок посещения указанных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон «О беженцах» в пункте 3 части 1 статьи 17 устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти взаимодействуют с общественными объединениями и иными организациями в работе по оказанию помощи лицам, ходатайствующим о признании беженцами, лицам, признанным беженцами, и членам их семей, а также лицам, получившим временное убежище, обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, занимающихся проблемами беженцев.

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в пункте 4 статьи 18 устанавливает, что стратегия национальной безопасности Российской Федерации является базовым документом в области планирования развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором определяются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в пункте 6 статьи 2 устанавливает, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе. на основных принципах сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

Федеральный закон «О защите прав потребителей» в статье 45 устанавливает следующие права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов):

Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

- участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

- проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

- осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требова